Что нового?

Морские Мины

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ МИННОГО ОРУЖИЯ В РУССКОМ ФЛОТЕ

Морское минное оружие, являющееся одним из эффективных средств борьбы на море, имеет свою историю, в которой наши отечественные ученые, изобретатели и военные моряки всегда играли выдающуюся роль.

Прообразом морской мины явились брандеры и плавучие мины. Во время Русско-Турецкой войны 1768 - 1774 гг. брандеры были успешно применены в Чесменском бою (1770 г.) для уничтожения кораблей неприятеля. Во время той же войны русские минеры впервые использовали плавучие мины для разрушения моста, построенного турками через Дунай близ Хотина.

Брандеры и плавучие мины не обладали скрытностью и являлись несовершенным минным оружием. Успех их применения зависел от направления, силы ветра и течения. Противник, обнаружив брандер или плавучую мину, мог успеть принять меры по их уничтожению. Поэтому русские минеры пошли по пути создания морской мины, способной поразить наиболее уязвимое место корабля – его подводную часть, что приносило большие повреждения и соответственно гибель корабля противника.

В то время в русской армии фугасы (пороховые заряды) подрывали с помощью стопина – шнура из хлопчатобумажной ткани, пропитанного раствором селитры и покрытого пороховой мякотью. Однако в водной среде такой способ воспламенения заряда не годился. В 1807 году подполковник И.И. Фицтум, преподаватель фортификации и артиллерии морского кадетского корпуса, провел успешные опыты по подрыву с берега первых донных пороховых мин. Пороховой заряд мины воспламенялся с берега с помощью «сосиса» - специального водонепроницаемого шланга длинной около 500 метров, начиненного порохом. Мина Фицтума была родоначальницей донных мин, однако в то время эта прогрессивная идея не получила поддержки со стороны морского ведомства и была предана забвению.

Опыты Фицтума, в 1812 году продолжил русский ученый и изобретатель П.Л. Шиллинг, впервые применивший электричество в качестве источника энергии для вызова взрыва запального устройства мины и заменивший громоздкий «сосис» тонким медным проводом изолированным шелком и смолистым составом.

Основной частью электрического взрывателя Шиллинга был запал, состоявший из двух угольных электродов. Медный провод подключался к береговой гальванической батарее, проходивший по нему электрический ток вызывал искру между электродами, которая воспламеняла угольный запал, вызывавший воспламенение охотничьего пороха, пороховой мякоти и взрыв заряда мины.

В Америке первые опыты по применению электричества для подрыва подводной мины были произведены лишь в 1829 году.
В Англии только в конце 1837 года.
 
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ МИННОГО ОРУЖИЯ В РУССКОМ ФЛОТЕ

Успехи опытов Шиллинга говорили о больших технических возможностях минного оружия однако чиновники не придали должного значения этому изобретению и не развернули работы по созданию практически применимых образцов подводных мин. В итоге русские мины получили мирное применение – ими взрывали лед на реке для спасения моста в районе Нарвской крепости и очищали от льда гавань в Кронштадте.

Наряду с электрическими взрывателями Шиллинга в русском флоте получили применение пиротехнические взрыватели профессора инженерной академии К.П.Власова. В 1828 году он предложил взрыватель, получивший название «власовской трубки».

Стеклянная трубка с серной кислотой помещалась в цилиндр, нижняя часть которого наполнялась смесью бертолетовой соли и сахара.
Около трубки размещались металлические кулачки, связанные со стержнями, выступающими над корпусом мины. При столкновении корабля с миной, а следовательно и со стержнем, кулачки смещались, разбивали стеклянную трубку и кислота вступала в реакцию с бертолетовой солью, при этом сахар сгорал в кислороде с выделением большого количества тепла, достаточного для возгорания порохового заряда и взрыва мины. Власовские трубки широко применялись в русских минах, а позднее были заимствованы иностранцами.

Большой вклад в дело развития минного оружия внес русский ученый-физик Б.С.Якоби.
Его работы в области применения гальванических токов послужили основанием для создания различных образцов гальванических и гальваноударных мин, закрепивших за Россией приоритет в создании такого оружия.
 
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ МИННОГО ОРУЖИЯ В РУССКОМ ФЛОТЕ

К началу Крымской войны в русском флоте было разработано и испытано значительное количество образцов минного оружия, но наиболее современными на тот период были мины конструкции Б.С.Якоби. В период Крымской войны Россия впервые в мире применила для обороны своего побережья минное оружие – гальванические, гальвано – ударные и подводные фугасы в больших по тому времени масштабах.

Крымская война дала большой толчок к дальнейшему развитию минного оружия как в русском флоте так и за рубежом.
Опыт русских минеров сказался на широком применении мин во время гражданской войны в США . Однако американские мины по своим тактико-техническим характеристикам значительно уступали русским минам того времени.

Русские минеры и ученые продолжали совершенствовать минное оружие.
В тот период значительный интерес так же представляли мины А.П.Давыдова и В.Яхтмана.

Давыдов предложил ударную мину с механическим запальным устройством и так называемую электромагнитную мину. Механик учебной гальванической команды В.Яхтман предложил пиротехническую ударную мину с химическим запальным устройством .

Появление парового броненосного флота в России после Крымской войны положило начало в споре артиллерии с броней и дальнейшем развитии минного оружия. Поскольку первоначально корабельная артиллерия отставала в своем развитии от брони, то считалось, что с началом артиллерийского боя корабли должны сближаться, пока один из них не ударит таранным штевнем в подводную часть борта другого корабля и тем самым потопит его.

Изобретенная участником Крымской войны полковником-артиллеристом В.Ф.Петрушевским судовая мина с автоматическим замыкателем, насаженная на конец длинного 12-ти метрового металлического шеста, скрепленного с носом корабля или выдвигаемого с катера и во время движения судна находившаяся под водой, позволяла обойтись без таранного удара корабля о корабль. При ударе мины о вражеский корабль автоматически включалась электрическая батарея на судне-носителе мины, вызывавшая взрыв мины. Таким оружием была оснащена канонерская лодка «Опыт» в конце 1860 года.

Чуть позже появились буксируемые мины, которые предложил адмирал А.А.Попов, а в дальнейшем и на само по себе минное оружие было уже обращено большое внимание. В 1874 году минное оружие было выделено в самостоятельный вид оружия. В Кронштадте были созданы минные офицерские классы и минная школа для обучения матросов и унтер-офицеров, а на Балтике был организован отряд минных кораблей. Все это позволило не только готовить квалифицированные кадры минеров, но и вести серьезную научно-исследовательскую работу.
 
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ МИННОГО ОРУЖИЯ В РУССКОМ ФЛОТЕ

В Русско-Турецкую войну 1877-1878 гг. развитие и применение получили шестовые мины различных конструкций, мини-крылатки и якорные мины в позиционных минных заграждениях. В дальнейшем для оборонительных минных заграждений была разработана гальвано-ударная мина обр. 1877 года, имевшая на корпусе пять свинцовых гальвано-ударных колпаков.

Широкое применение минных заграждений у крупных баз противника и активное использование минных катеров в войне 1877-1878 гг., значительно сковали действия сильного на тот момент Турецкого броненосного флота, заставив его отказаться от активных наступательных действий.

В дальнейшем минные катера послужили прообразом торпедных катеров.

Война вызвала необходимость создания мин с приборами для автоматической установки их на заданное углубление независимо от глубины в районе постановки. Такой прибор – автоматический якорь Азарова изобрел в 1882 году лейтенант русского флота Н.Н.Азаров, позволивший применить «штерто-грузовой» способ постановки мин. Суть его заключалась в следующем – груз на «штерте» (проволоке) длинной, равной заданному углублению мины, после сбрасывания мины в воду разматывал трос и вместе с якорем погружался на глубину. Как только груз касался дна, разматывание троса прекращалось и якорь свой тяжестью увлекал мину под воду на заданное углубление.

В дальнейшем на флоте в зависимости от времени проектирования и изготовления появляются гальваноударные шаровые мины обр. 1887 и обр. 1888 гг. Шаровая форма мины была принята в 1891 году как по соображениям более простой выделки так и вследствие большего их объема по сравнению со сфероконическими минами при одинаковых наибольших размерах. Последнее позволило увеличить вес заряда до 55 кг. против 30 кг. в прежних минах.
 
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ МИННОГО ОРУЖИЯ В РУССКОМ ФЛОТЕ

В период Русско-Японской войны 1904-1905 гг. нашли применение метательные мины, разработанные и испытанные на русском флоте в 1883-1887 гг., состоявшие на вооружении паровых катеров и миноносок. Метательная мина принадлежала к разряду инертных ударных мин не имеющих собственного двигателя и выстреливалась с помощью порохового заряда из специального аппарата.

После Русско-Японской войны русские изобретатели продолжили совершенствовать минное оружие. В 1905 и 1906 годах разрабатываются якорные гальваноударные мины обр. 1905 и обр. 1906 гг., соответственно. Однако на вооружение они приняты не были.

В 1906 году, по предложению инженера Миклашевского были совмещены якорь мины с тележкой. Это позволило производить минные постановки с кораблей всех классов на относительно больших скоростях хода при очень несложном оборудовании на верхней палубе рельсовых путей и забортных скатов.

В 1909 году студент Московского технического училища И.А.Аверин представил проект первого в мире неконтактного индукционного взрывателя для донных мин. Схема взрывателя действовала безотказно под влиянием магнитного поля корабля. Однако из за бюрократии это изобретение не было реализовано.

В 1912 году была принята на вооружение ударно-механическая якорная мина обр.1912 г., соответственно.
Она представляла из себя всплывающую с грунта мину заграждения.

К началу Первой Мировой Войны 1914-1918 гг. русский флот имел на вооружении якорные мины обр. 1908 и 1912 гг., донные мины, управляемые по проводам и плавающие мины. Все это полностью отвечало требованиям того времени.

Таким образом, развитие минного оружия в России с самого начала намного опережало западные страны. Англичане вынуждены были официально признать в русском флоте «общеизвестное блестящее состояние дела применения минных заграждений …»

Дальнейшее развитие минного оружия в царской России из за отсталости ее промышленности, раболепия реакционных руководителей флота перед всем иностранным, неверия в творческие силы русских людей – остановилось на уровне, достигнутом к началу Первой Мировой Войны.

Лишь при Советской власти, когда была создана мощная материально-техническая база, Советские минеры совместно с учеными и изобретателями, восприняв лучшие традиции русских флотских минеров, создали новые, совершенные образцы контактных и неконтактных мин, а так же минных защитников, обладавших высокими тактико-техническими данными и доказавших свою боеспособность в годы Великой Отечественной Войны.
 
МИНА ПОЛКОВНИКА ПЕТРУШЕВСКОГО

Шестовая. Корабельная. Гальваническая.
Применялась с паровых минных катеров и миноносок. Взрывалась замыкателем электрической цепи от гальванической батареи судна в момент соприкосновения передаточной решетки с корпусом атакуемого корабля. Предназначалась для поражения подводной части надводного корабля противника.

Вес заряда – 57,5 кг. артиллерийского пороха. Вес мины (без шеста) – 182 кг.
Длинна – 2200 мм. Наибольший диаметр – 787 мм. Наименьший диаметр – 343 мм. Наружный диаметр решетки – 1140 мм.


Корпус мины медный. Внутренняя часть вылужена. Состоит из двух частей – сферической и конусообразной.
Вершина конуса срезана. К срезу приклепаны дно мины и медная труба служащая для соединения мины с минным шестом к которой припаяна тонкая медная трубка для проводников, идущих от мины на судно. В конической части мины впаяна горловина, предназначенная для заряжания мины и для вывода проводников, идущих от запалов на судно носитель, для взрыва мины.

В передней сферической части находятся два отверстия – большое для установки автоматического замыкателя с передаточной решеткой и малое – для проверки целостности минного корпуса сжатым воздухом. Решетка предназначена для приема толчка, вызывающего взрыв.

Поступила в музей из минного склада Николаевского военного порта в 1913 году., некомплектная. Шест отсутствует.

Мина Петрушевского № 9595.jpg
 
ШЕСТОВАЯ МИНА С БУГЕЛЯМИ

Шестовая. Корабельная. Гальваническая.
Применялась с паровых минных катеров, шлюпок и миноносок. Взрывалась замыкателем электрической цепи от гальванической батареи судна в момент соприкосновения передаточной решетки с корпусом атакуемого корабля или по желанию командира минного катера.

Вес заряда – 24,6 кг. пироксилина. Вес корпуса мины без шеста – 50 кг.
Длина – 1020 мм. Диаметр – 280 мм. Наружный диаметр передаточной решетки – 500 мм.


Корпус мины цилиндрический, медный.
К передней части корпуса на резьбовой штырь навернут латунный бугель с крестовиной, заключенной в кольцо. На задней части корпуса в резьбовую горловину ввернут латунный фланец с выступающим на 30 мм. резьбовым латунным кольцом, образующим горловину. К корпусу приклепаны два медных обруча, заканчивающиеся обоймами (бугелями), в которые с помощью болтов закреплялся деревянный шест диаметром 95 мм., окрашенный в черный цвет.

Поступила в музей из минного склада Николаевского военного порта в 1913 году.

Шестовая Мина с Бугелями (1).jpg
 
ШЕСТОВАЯ МИНА

Шестовая. Корабельная. Ударно-Накольная.
Применялась с паровых минных катеров, шлюпок и миноносок. Взрывалась контактным способом от ударно-накольного действия. Предназначалась для поражения подводной части корабля противника.

Вес корпуса мины без шеста – 4,5 кг.
Длина шеста – 2000 мм. Длина мины с взрывателем – 500 мм. Наибольший диаметр – 200 мм.


Корпус мины железный, каплеобразной формы. В головной части имеется бронзовый держатель с чекой для взрывателя. В хвостовой части – держатель для крепления шеста, который с помощью 12-ти болтов крепился к корпусу мины. Сосновый шест имел отверстие для чеки.

Поступила в музей из минного склада Николаевского военного порта в 1913 году.

Шестовая Мина № 9583.jpg
 
УЧЕБНАЯ ШЕСТОВАЯ МИНА

Шестовая. Корабельная. Гальваническая.
Применялась с паровых минных катеров, шлюпок и миноносок. Взрыв имитировался замыкателем электрической цепи от гальванической батареи судна в момент соприкосновения передаточной решетки с корпусом «атакуемого» корабля или по желанию командира минного катера. Предназначалась для учебных целей при отработке действий с шестовыми минами.

Вес корпуса мины без шеста – 2,8 кг.
Длина – 340 мм. Диаметр – 130 мм. Наружный диаметр передаточной решетки – 200 мм.


Корпус цилиндрической формы. В хвостовой части корпус мины заканчивается конусным раструбом. Мина на шесте крепилась с помощью цилиндра (сплошного бугеля), приваренного к корпусу мины, и фиксировалась на нем от передвижения разрезной чекой.

Поступила в музей из минного склада Николаевского военного порта в 1913 году.

Учебная Шестовая Мина № 9288.jpg
 
15-ТИ ФУНТОВАЯ ШЕСТОВАЯ МИНА

Шестовая. Корабельная. Гальваническая.
Применялась с паровых минных катеров, шлюпок и миноносок. Взрывалась замыкателем электрической цепи от гальванической батареи судна в момент соприкосновения корабля противника с передаточной решеткой. Предназначалась для поражения подводной части корабля противника.

Вес корпуса мины без шеста – 4,8 кг. Вес заряда – 6 кг. (15 фунтов) пироксилина.
Наибольшая длинна – 410 мм. Диаметр передней части – 230 мм. Диаметр задней части – 160 мм. Диаметр передаточной решетки – 260 мм.


Корпус мины красно-медный, имеет форму двустороннего усеченного конуса высотой 205 мм. и служит зарядной камерой. На передней части мины смонтирована передаточная решетка. По центру к задней части мины припаян фланец, в который входит запальный стакан (запальное устройство с розеткой, вилкой и бронированной двужильной частью кабеля). К заднему фланцу мины с помощью барашков мог крепится шест.

Поступила в музей из минного склада Николаевского военного порта в 1916 году.

Шестовая 15-ти Фунтовая Мина № 9289.jpg
 
15-ТИ ФУНТОВАЯ ШЕСТОВАЯ МИНА

Шестовая. Корабельная. Гальваническая.
Применялась с паровых минных катеров, шлюпок и миноносок. Взрывалась замыкателем электрической цепи от гальванической батареи судна в момент соприкосновения корабля противника с передаточной решеткой. Предназначалась для поражения подводной части корабля противника.

Вес корпуса мины без шеста – 6,2 кг. Вес заряда – 6 кг. (15 фунтов) пироксилина.
Наибольшая длинна – 380 мм. Диаметр передней части – 240 мм. Диаметр задней части – 165 мм. Диаметр передаточной решетки – 260 мм.


Корпус мины красно-медный, имеет форму двустороннего усеченного конуса высотой 210 мм. и служит зарядной камерой. На передней части мины смонтирована передаточная решетка. По центру к задней части мины припаян фланец, в который входит запальный стакан. Запальное устройство с розеткой, вилкой и бронированным двужильным кабелем отсутствует. К заднему фланцу мины с помощью барашков мог крепится шест.

Шестовая 15-ти Фунтовая Мина № 38762.jpg
 
ШЕСТОВАЯ МИНА

Шестовая. Корабельная. Гальваническая.
Применялась с паровых минных катеров, шлюпок и миноносок. Взрывалась замыкателем электрической цепи от гальванической батареи судна в момент соприкосновения корабля противника с передаточной решеткой. Предназначалась для поражения подводной части корабля противника. Предназначалась для поражения подводной части корабля противника.

Вес корпуса мины без шеста – 5,6 кг. Вес заряда – 6 кг. (15 фунтов) пироксилина.
Наибольшая длинна – 520 мм. Диаметр цилиндрической части – 112 мм. Диаметр передаточной решетки – 260 мм.


Корпус мины красно-медный, цилиндрический. В головной части корпуса смонтирована передаточная решетка.
На другом конце уилиндра закреплено двумя барашками переходное приспособление для крепления мины к шесту диаметром 70 мм.

Шестовая Мина № 9287.jpg
 
8-МИ ФУНТОВАЯ МИНА С БУГЕЛЯМИ

Шестовая. Корабельная.
Применялась с малых кораблей и катеров. Взрыв происходил при соприкосновении мины с кораблем.
Предназначалась для поражения подводной части корабля противника.

Вес корпуса мины без шеста – 4,2 кг.
Вес заряда – 3,2 кг. (8 фунтов) пироксилина. Наибольшая длинна – 295 мм. Диаметр цилиндрической части – 112 мм.


Корпус мины красно-медный, цилиндрический, оканчивающийся с одной стороны полусферой, а с другой стороны – горловиной для присоединения взрывающего приспособления. К цилиндрической части мины приварены два бугеля для шеста диаметром 90 мм.

Шестовая 8-ми Фунтовая Мина № 9509.jpg
 
БУКСИРУЕМАЯ МИНА

Корабельная. Буксируемая.
Применялась с малых кораблей и катеров. Взрыв происходил при соприкосновении мины с кораблем. Взрывалась при ударе о борт корабля с помощью ударного замыкателя. Предназначалась для поражения подводной части корабля противника. При боевом использовании мины травился буксир и она на ходу буксирующего ее корабля (катера) отводилась от его борта и углублялась от поверхности воды в зависимости от длинны вытравленного буксира.

Наибольшая длинна – 970 мм. Диаметр – 245 мм.

Корпус мины красно-медный цилиндрический с конусообразными окончаниями.
В головной части размещены ударный замыкатель и соединительное крепление для буксирного троса.

Буксируемая Мина № 10048.jpg
 
МИНА-КРЫЛАТКА

Корабельная. Буксируемая. Гальваническая.
Применялась с минных катеров и миноносок. Взрывалась при ударе о борт корабля или в нужный момент при замыкании электрической гальванической батареи с минного катера. Предназначалась для поражения подводной части корабля противника.

Вес мины с зарядом – 56 кг. Длина – 1000 мм. Ширина – 530 мм. Высота – 500 мм.

Мина-крылатка представляла собой начиненный порохом корпус, к которому прикреплялись специальные крылья-рули, помогавшие удерживать мину в воде на определенной глубине и в стороне от катера. Катер, потравливая буксир до 75 м., подводил мину к борту вражеского корабля стоящего на якоре.

Мина-крылатка состоит из медного корпуса, цилиндрическая часть которого имеет срез под углом 30 градусов.
Сверху она имеет буксировочный рым и деревянные крылья.

Такие мины были разработаны С.О.Макаровым и использовались в Русско-Турецкую войну 1877-1878 гг.
Первое боевое применение состоялось в ночь на 12 августа 1877 года при атаке Турецкого броненосца «Ассари-Шевкет».

Мина поступила в музей из Николаевского военного порта в 1913 году.

Мина Крылатка № 9581.jpg
 
МЕТАТЕЛЬНАЯ МИНА

Корабельная. Метательная. Ударная.
Применялась с паровых минных катеров, миноносок. Взрывалась при ударе о цель.
Предназначалась для поражения подводной части корабля противника.

Вес мины в сборе – 67 кг. Вес заряда – 29 кг. пороха.
Дальность стрельбы – 46/60 м. Длина – 2340 мм. Наибольший диаметр – 252 мм.


Мина имеет сигарообразную форму.
Состоит из четырех основных частей – ударника, зарядного отделения, кормового отделения и хвостовой части.Зарядное и кормовое отделения изготовлены из стали. Хвостовая часть отлита из меди. К ней припаяны вертикальные и горизонтальные перья, на которые установлены рули глубины, предназначенные для регулирования движения мины в воде. В носовую часть зарядного отделения вставляется зарядный стакан и ввинчивается ударник.

Мина принадлежала к типу инертных, не имеющих собственного двигателя. При выстреле из специального аппарата, под большим давлением, возникающим при сгорании заряда, двигалась к цели, вначале в воздухе, затем в воде, заглублялась на 2,4 – 4,5 м. Имея положительную плавучесть, мина всплывала, приближаясь к подводной части корабля противника, и при ударе о корпус взрывалась.

Такие мины применялись в период обороны Порт-Артура в 1904-1905 гг. Поступила в музей из Кронштадтского военного порта в 1912 году.

Метательная Мина № 9286 копия.jpg
 
МИННЫЙ АППАРАТ

Устанавливался на малых надводных кораблях и судах.
Предназначался для стрельбы метательными минами по вражеским кораблям.

Вес заряда для выстреливания метательной мины – 315 гр. пироксилина.
Вес аппарата с платформой – 250 кг. Без платформы – 148 кг. Длинна трубы аппарата – 2655 мм.


Труба аппарата закрывается задней крышкой.
Аппарат имеет механизм горизонтального наведения. Заряд для выстреливания метательной мины состоял из семи пороховых шашек весом около 45 гр. каждая, которые связывались между собой по три в два ряда, седьмая шашка привязывалась сверху в центре и к ней крепился запал.

Подобные аппараты применялись в период Русско-Японской войны 1904-1905 гг. во время обороны Порт-Артура для стрельбы по наземным целям.

Поступил в музей из Кронштадтского военного порта в 1912 году.

Минный Аппарат № 9285.jpg
 
МИНА ОБРАЗЦА 1877 ГОДА

Корабельная. Якорная. Гальваноударная.

Ставилась с надводных кораблей, минных катеров и баркасов.
Взрывалась при ударе корабля о гальваноударный колпак и образовании тока в электроцепи запала. На заданное углубление устанавливалась по измеренной глубине. Предназначалась для поражения подводной части надводного корабля противника.

Вес корпуса мины – 144 кг. Вес заряда – 30 кг. пироксилина.
Диаметр верхней части конуса – 825 мм. Диаметр нижней части конуса – 450 мм. Высота конуса – 800 мм.


Корпус изготовлен из железных оцинкованных листов. Кромки листов, образующих среднюю часть мины, соединены заклепками.
Таким же способом прикреплены к средней части и оба сферических основания.

В верхней части мины имеется пять гальваноударных колпаков, являющихся взрывателями мины. Выводы проводов от колпаков через боковую горловину и соляный разъеденитель (предохранительный прибор) соединяются через горловину в нижнем основании в нижнем основании корпуса с запалом (запальным патроном). Запальный патрон вставлен в запальный стакан, размещаемый в зарядной камере, находящейся внутри корпуса мины.

На средней части корпуса мины имеются два рыма для подъема и постановки мин.
В нижней части корпуса прикреплена железная тренога с проушиной и скобой с болтом для соединения с минрепом и якорем.
На заданное углубление мина ставилась по заранее измеренной глубине с помощью специальной минбалки.

Поступила в музей из музея ТОФ в 1964 году.

Мина Образца 1877 Года № 41731.jpg
 
МИНА СФЕРОКОНИЧЕСКАЯ

Корабельная. Якорная. Гальваноударная.
Ставилась с различных классов кораблей и катеров. Взрыв мины происходил от образования тока в цепи запала при сминании кораблем свинцового колпака. На заданное углубление устанавливалась автоматически с поверхности воды штерто-грузовым способом .Предназначалась для поражения подводной части надводного корабля противника.

Общий вес мины в сборе – 58 кг. Вес заряда – 20 кг. пироксилина. Диаметр верхней части конуса – 420 мм.
Диаметр нижней части конуса – 200 мм. Высота усеченного конуса до верхней части основания – 420 мм. Высота с треногой – 730 мм.


Корпус железный имеет форму усеченного конуса с выпуклым верхним сферическим основанием. В верхней части имеются три горловины для гальваноударных колпаков. К нижнему основанию корпуса прикреплена тренога для соединения с минрепом и якорем с автоматической вьюшкой Азарова.

Поступила в музей из минного склада Николаевского военного порта в 1913 году.

Мина Сфероконическая № 9582.jpg
 
ОПЫТНАЯ ЭЛЛИПСОИДАЛЬНАЯ МИНА КОНСТРУКЦИИ В.А.КУПРЕЯНОВА

Корабельная. Якорная. Гальваноударная.
Ставилась с надводных кораблей. Предназначалась для поражения подводной части надводного корабля противника.

Вес корпуса мины около 75 кг. Длинна – 1200 мм. Ширина – 700 мм. Высота – 900 мм.

Корпус мины эллипсоидальной формы, склепан из двух половин оцинкованного железа.
Форма корпуса в виде «эллипсоидальной чечевицы» придана для улучшения обтекаемости мины на течении, а следовательно, для уменьшения отклонения мины от места постановки. В верхней части корпуса имеются четыре малые горловины для гальваноударных клапанов и большая горловина для прибора. Там же смонтировано приспособление для буксировки мины. В нижней части корпуса имеется большая горловина для заливки взрывчатого вещества. В передней верхней части корпуса приклепаны два обуха, к которым привинчена двунога, а в задней части – перо руля с железной планкой, которая скреплена осевым шарниром с двуногой, кончающейся карабином для минрепа. Мина опытная, на вооружение принята не была.

Поступила в музей из склада Николаевского военного порта в 1913 году.

Опытная Элипсоидальная Мина Конструкци Куприянова № 9590 1.jpg
 
МИНА ОБРАЗЦА 1893 ГОДА

Корабельная. Якорная. Гальваноударная.
Ставилась с различных классов кораблей и катеров.
Взрыв мины происходил от образования токав цепи запала при сминании кораблем свинцового колпака. На заданное углубление устанавливалась автоматически с поверхности воды штерто-грузовым способом. Предназначалась для поражения подводной части надводного корабля противника.

Вес заряда – 56 кг. пироксилина. Наибольшая глубина места постановки – 120 м.
Корпус мины шаровой формы диаметром – 760 мм. Корпус мины склепан из листов железа толщиной 3,2 мм.


В верхней части имеет большую горловину для установки в зарядную камеру запального стакана с запалом. Горловина закрывается крышкой, в центре которой имеется отверстие для гальваноударного колпака. В верхней части корпуса размещены еще четыре малые горловины для гальваноударных колпаков, являющихся взрывателями мины. В нижней части находится центральная горловина для заливки в зарядную камеру взрывчатого вещества и отдельная горловина для соляного разъединителя. Центральная горловина закрыта диском. Внутри корпуса размещена зарядная камера.
К нижней полусфере приклепана тренога со скобой для крепления минрепа. На верхней полусфере имеются два рыма для подъема мины.

Поступила в музей из минного склада Кронштадтского военного порта в 1914 году.
Якорь, запальный стакан, запальный патрон и свинцовые гальваноударные колпаки отсутствуют.

Мина Образца 1893 Года № 9579.jpg
 
МИНА ИНЖЕНЕРНОГО ВЕДОМСТВА НАЧАЛА ХХ ВЕКА

Донная.
Ставилась со специальных кораблей инженерного ведомства.
Взрыв мины осуществлялся автоматически с помощью отдельно плавающего замыкателя или электрически с береговой станции.

Предназначалась для обороны морских крепостей, военных гаваней, проливов, устьев рек, находящихся в сфере действия артиллерийского огня береговых батарей военно-инженерного ведомства.

Диаметр – 850 мм. Высота – 1050 мм.

Корпус мины цилиндрической формы, сварен из полос железа толщиной 12 мм. К верхнему днищу приклепаны два рыма и две скобы для подъема мины. В днище имеются два круглых отверстия диаметром 80 мм для заливки взрывчатого вещества. Они закрыты крышками. В центральной части верхнего днища имеется большая горловина для установки запального стакана. Горловина закрыта стальной крышкой, которая притягивается к мине шестью болтами. Нижняя часть мины приварена к тележке на четырех роульсах для передвижения.

Мина Инженерного Ведомства Начала ХХ Века № 9588.jpg
 
30-ТИ ПУДОВАЯ МИНА ИНЖЕНЕРНОГО ВЕДОМСТВА НАЧАЛА ХХ ВЕКА

Донная.
Ставилась со специальных кораблей инженерного ведомства.
Взрыв мины осуществлялся автоматически с помощью отдельно плавающего замыкателя или электрически с береговой станции.

Предназначалась для обороны морских крепостей, военных гаваней, проливов, устьев рек, находящихся в сфере действия артиллерийского огня береговых батарей военно-инженерного ведомства.

Диаметр – 850 мм. Высота – 1050 мм. Вес заряда около 480-500 кг. пироксилина.
Вес корпуса мины в сборе около 700 кг.


Корпус мины цилиндрической формы. На цилиндрическую часть мины надеты два железных Г-образных пояса, жесткость которым придают ввернутые в них пять резьбовых стоек диаметром 30 мм. и высотой 680 мм. На две стойки с помощью трех скоб заведены три цепных конца, соединенные кольцом, служащим для подъема и опускания мины. В днище мины имеется отверстие для запального стакана.

сварен из полос железа толщиной 12 мм. К верхнему днищу приклепаны два рыма и две скобы для подъема мины.
В днище имеются два круглых отверстия диаметром 80 мм для заливки взрывчатого вещества. Они закрыты крышками. В центральной части верхнего днища имеется большая горловина для установки запального стакана. Горловина закрыта стальной крышкой, которая притягивается к мине шестью болтами. Нижняя часть мины приварена к тележке на четырех роульсах для передвижения.

30-ти Пудовая Мина Инженерного Ведомства Начала ХХ Века № 9587.jpg
 
КОНТРМИНА

Корабельная. Якорная. Гальваническая.
Ставилась с надводных кораблей и катеров. Взрывалась с помощью гальванических запалов с берега или посредством гальванического шнура. Устанавливалась на заданное углубление по измеренной глубине и поддерживалась на ней с помощью особых буйков, так как имела отрицательную плавучесть в 4-8 кг. Предназначалась для уничтожения неприятельского минного заграждения и своих минных заграждений (в случае необходимости) в сочетании с другими выставленными контрминами.

Вес заряда – 160/200 кг. пироксилина. Минный интервал – 40 м.
Вес корпуса мины около 200 кг. Общий вес мины – 360/400 кг. Диаметр – 920 мм. Высота – 930 мм.


Корпус мины цилиндрической формы (диаметр – 780 мм., высота 430 мм.)изготовлен из оцинкованного железа.
Вверху по краям корпуса имеются две горловины диаметром 135 и 180 мм. для установки приборов, а с боку мины – горловина для запального устройства. Корпус контрмины заключен в четыре деревянные стойки, обитые стальными полосами, и с помощью стальных косынок прикреплен к якорю-тележке, имеющей четыре ролика. В верху стойки скреплены четырьмя наружными прутами.

Поступила в музей из минного склада Кронштадтского военного порта в 1913 году.

Контрмина № 9594.jpg
 
МИНА ОБРАЗЦА 1905 ГОДА

Корабельная. Якорная. Гальваноударная.
Ставилась с различных классов надводных кораблей. Взрыв мины происходил при ударе корабля о мину вследствие замыкания цепи запала специальным прибором Матисена. На заданное углубление мина устанавливалась автоматически с поверхности воды штерто-грузовым способом с использованием якоря системы Н.Н.Азарова. Предназначалась для поражения подводной части корабля противника.

Вес заряда – 56/64 кг. пироксилина. Длинна – 1000 мм. Ширина – 750 мм. Высота – 900 мм.

Корпус шаровой формы, без колпаков, сварен из двух стальных полусфер.
В нижнем полушарии одна горловина с крышкой на болтах и три рыма с цепями и скобой для крепления минрепа.
На верхнем полушарии имеются два кольца для подъема мины.

Якорь состоит из чашки и отдельной рамы с вьюшкой, на которой намотан минреп. Рама прикреплена к чашке крюками и осью. Безопасность при обращении и постановке достигалась у этих мин перерывом в цепи запала с помощью часового механизма или сахарного разъединителя.

Из за недолгой живучести мин, определяемой сроком службы батареи.
Главным образом, вследствие недостатков замыкателя Матиссена и сложности его регулировки – от применения этих мин отказались.

Поступила в музей из Николаевского военного порта в 1913 году.

Мина Образца 1905 Года № 9578.jpg
 
МИНА ОБРАЗЦА 1906 ГОДА

Корабельная. Якорная. Гальваноударная.
Ставилась с кораблей различных классов и типов. Взрывалась при ударе корабля о гальваноударный колпак и замыкании электроцепи на запал. На заданное углубление устанавливалась автоматически с поверхности воды штерто-грузовым способом. Предназначалась для поражения подводной части надводного корабля противника.

Вес заряда – 56/64 кг. пироксилина. Длинна – 1000 мм. Ширина – 820 мм. Высота – 930 мм.

Корпус шаровой формы, без колпаков, сварен из двух стальных полусфер толщиной 3-4 мм.
На верхнем полушарии имеется большая горловина для помещения в ней предохранительного прибора и пять малых – для ввинчивания в них гальваноударных колпаков, являющихся взрывателями мины. В нижнюю часть корпуса вварена скоба для крепления минрепа. По бокам – два рыма для подъема мины. Внутри корпуса имеется зарядная камера из оцинкованного железа, в крышке которой три отверстия; центральное для установки запального стакана и два боковых – для заливки взрывчатого вещества.

Мина лежит на якоре образца 1906 года.
В нем размещены механизмы, устанавливающие мину на заданное углубление (вьюшка с минрепом, тормоз, щеколда, груз и задержник).
Для увеличения держащей силы якорь имеет откидывающийся клин. Безопасность при обращении и постановке достигалась у этих мин путем разрыва в цепи запала при помощи гидростатического и сахарного разъединителей.

Поступила в музей из минно-торпедного управления НК ВМФ в 1940 году.

Мина Образца 1906 Года № 14536.jpg
 
МИНА ОБРАЗЦА 1908 ГОДА

Корабельная. Якорная. Гальваноударная.
Ставилась с кораблей различных классов и типов. Взрывалась при ударе корабля о гальваноударный колпак и замыкании электроцепи на запал.
На заданное углубление устанавливалась автоматически с поверхности воды штерто-грузовым способом.
Предназначалась для поражения подводной части надводного корабля противника.

Вес заряда – 115 кг. тротила. Общий вес – 582 кг. Длинна в сборе – 1200 мм. Ширина – 1030 мм. Высота – 970 мм. Длинна минрепа – 110 м. Наименьшая глубина постановки – 9,1 м. Наибольшая скорость хода корабля при постановке мины – 18 узлов.

Мина шаровой формы диаметром 875 мм. сварена из двух стальных полушарий толщиной 3-4 мм.
В ее нижней части вварена скоба для крепления минрепа, а по бокам имеются два рыма для подъема мины. На верхнем полушарии находится восемь горловин. Пять малых – для свинцовых гальваноударных колпаков, являющихся взрывателями мины, шестая малая – для клапана потопления.
Седьмая большая – для предохранительного прибора ПП-1. Через эту горловину осуществлялось снаряжение мины взрывчатым веществом.

Внутри корпуса находится зарядная камера с отверстиями для запального стакана и заливки взрывчатого вещества. Мина установлена на тележке, которая служит для транспортировки и одновременно является якорем. Для увеличения держащей силы тележка снабжена откидной литой лапой со стопорным клином. В тележке размещен механизм, устанавливающий мину на заданное углубление (вьюшка с минрепом, тормоз, щеколда, груз и задержник).

Поступила в музей из Кронштадтского военного порта в 1941 году.

Мина Образца 1908 года № 15205.jpg
 
МИНА ОБРАЗЦА 1908 ГОДА

Поступила в музей из Кронштадтского военного порта в 1918 году.

Мина Образца 1908 Года № 9576.jpg
 
Яндекс.Метрика
Сверху