Что нового?

Приказано выжить! История одного Ил-2

Альтруист

Сержант
Регистрация
27 Ноя 2016
Сообщения
95
Реакции
192
Баллы
6
Адрес
Крым
В сентябре уходящего года группа товарищей неспешно прогуливались по одной из балок в районе дуванкойского опорного пункта.
До полудня день не предвещал ничего интересного, на лопатах то и дело появлялся довольно обыденный хлам войны: осколки, патроны, всевозможные рваные куски железа и прочий металлолом. Ближе к обеду, начали появляться мысли поменять район поиска. На какое-то время я оторвался от группы метров на 700-800 в целях разведки местности на наличие сигналов.

Возвращаясь к друзьям, уже издали заметил, что мои друзяки крутятся на одном пятаке, что-то старательно "выпикивая". Уже подойдя ближе, они мне сказали, что в этом месте где они ходят кругом попадаются рваные куски дюраля, всевозможные трубки, хомуты, гайки и прочие запчасти, говорящие, что где-то здесь упал если не целиком самолёт, то наверняка какая-то его часть. Совместными усилиями мы продолжили поиск частей и деталей, пытаясь хотя бы навскидку, исходя из найденного материала установить, какая машина здесь упала.
 
Приборы разрывались на обилие цветных металлов.
В некоторых местах приходилось просто, выключив мд, снимать слой за слоем почву, дабы не пропустить детали, лежащие сплошным "ковром".
В определённый момент нам начали попадаться железные звенья от ленты ВЯ, а затем и сами боеприпасы, на гильзах которых мы нашли четкую маркировку - 43 год. Картина начинала немного проясняться. Мы уже понимали, что скорее всего это ил2 на период весны сорок четвертого.

Час за часом мы пытались найти хоть какие нибудь части, на которых мог быть выбит заветный номер двигателя.
Удача (как нам это тогда казалось) от нас отвернулась, на лопате то и дело оказывались гайки, болтики, хомуты, обрывки шланг, и прочие неведомые куски некогда грозной боевой машины.
 
Время подходило к вечеру и нам среди обилия кусков рваного металла посчастливилось найти шильдик с цифрами.
Тогда мы думали , что это пока единственная вещь за этот короткий промежуток времени, которая может пролить хоть какой-то свет на упавший самолёт. Решив, что поиски номера двигателя продолжим в следующий раз, мы начали собираться домой. Попутно прихватили с собой много кусков разорванных деталей из цветного металла, в надежде дома их помыть и внимательно осмотреть.

Вот те немногие фотки, которые делались там же в лесу
 

Вложения

  • a31d456f9c21.jpg
    a31d456f9c21.jpg
    285,8 KB · Просмотры: 19
  • 28bdd95bbbe9.jpg
    28bdd95bbbe9.jpg
    186 KB · Просмотры: 20
  • 0554f40b059c.jpg
    0554f40b059c.jpg
    178,6 KB · Просмотры: 20
  • 1dca68dffda2.jpg
    1dca68dffda2.jpg
    294,4 KB · Просмотры: 19
Очутившись дома, я разместил тему на одном из тематических форумов в интернете.
В тот вечер у меня на руках были только фотки шильды и фото обломков которые я уже показал постом выше. Большую часть разорванных кусков забрал товарищ домой на "помывку" К теме подключились люди с материка, которые не раз помогали российским поисковикам по найденным обломкам самолётов. Для начала мне подтвердили, что это действительно обломки ил2. А далее спецы "начали" вытягивать всю возможную информацию по этой шильде. Выяснилось, что эта шильда - технологическая. По ней установили, что этот ил2 был собран на заводе №1 в Куйбышево (ныне Самара)

Еще до первой мировой войны одним из первых заводов, строивших самолеты в России, был московский велосипедный завод "Дукс"/
После революции для создания Красного Воздушного флота завод "Дукс" полностью переключился на самолетостроение и получил наименование Государственный авиационный завод N 1. Завод специализировался на выпуске самолетов-истребителей и легких разведчиков.
Дo Великой отечественной войны завод выпускал самолёты И-1, И-2, И-3, И-15, И-150, И-190, Р-1, Р-5, МиГ-3.

31 декабря 1940 года Государственный Авиационный завод № 1 за успешное выполнение задания Правительства по освоению в производстве новых образцов вооружения награждён орденом Ленина. Летом 1941 года завод был эвакуирован в город Куйбышев (ныне — Самара) и 8 октября того же года вступил в строй на новом месте. Вo время Великой отечественной войны заводом выпущено 11863 самолетов Ил-2 (из более чем 36 тыс. выпущенных в СССР), 1225 самолетов Ил-10, 3122 самолета "МиГ-3 (примерно по 15 самолетов в сутки
 
По цифрам с этой же шильды, начали всплывать данные, в каком подразделении мог быть самолёт. Близкие номера относительно номера на шильды на 1.4.44 были в 8 ВА также в составе 7 шак. Не зная на тот момент номер двигателя, оставалось только догадываться в каком именно полку был самолёт. Некоторые подразделения я ради интереса начал смотреть в Памяти народа, там в журналах боевых действий интересно описаны самолёто-вылеты на штурмовку противника при освобождении Севастополя. Всё это занимало меня всё более и более, но я объективно понимал, что не имея на руках номера двигателя, о судьбе экипажа этой машины мы увы не узнаем. Оставалось два варианта - ждать вестей от товарища, который забрал осколки на осмотр и второй, как мне казалось более верный - выезжать снова на место и искать номер мотора. В те дни мы так же задавались вопросом - где останки экипажа? Не фрагментов скелета, не личных вещей, ничего что касалось экипажа тогда в лесу мы не нашли.
 
Знакомый набор металла.
Как то находил так же Ил-2, но к счастью или к сожалению без пилотов. Набор запчастей и деталей такой же самый.
Тот же дюраль с фанерой, те же звенья и такие же технологические бирки. И кстати, год у меня тот же был - 1943. Вобщем все то же самое было.
 
На следующий день мне позвонил мой товарищ и сообщил, что после мытья и осмотра десятков забранных домой обломков на одном из них он обнаружил номер! Я был в большом восторге и мчался домой на всех парусах засветить этот номер "спецам" форума.

К моему огромному восторгу добавился вердикт "спецов" - это действительно номер двигателя найденного нами обломков ил2. Наша птичка открыла карты!
 

Вложения

  • 43ab21409ca9.jpg
    43ab21409ca9.jpg
    193,4 KB · Просмотры: 13
  • 70549eb20be0.jpg
    70549eb20be0.jpg
    192,1 KB · Просмотры: 13
  • 5340816dc5e6.jpg
    5340816dc5e6.jpg
    130,7 KB · Просмотры: 13
  • ad8bcd204a1a.jpg
    ad8bcd204a1a.jpg
    192,7 KB · Просмотры: 13
После того когда стал известен номер - стало известно следующее
Цитирую человека который всё это время помогал в поиске, ник linnet : "503 шап 206 шад 7 шак
В этот полк не позднее 14 марта 1944 поступил мотор №256495 и был установлен на Ил-2 №8827, хвостовой №12 из 2 аэ.
Приказом по полку от 21.5.44 самолет Ил-2 (2-х местный) №8827, с мотором №256495 по заключению старшего инженера 206 шад подлежит списанию, исключить с боевого состава полка. Основание: Инспекторское свидетельство №7 "

И далее: "В оперсводках 206 шад не встретил этого самолета.
В оперсводках полка 23.4.1944 нбз сразу три самолета из списка в 5 самолетов и моторов от 12.5.44. Все экипажи вернулись.
В оперсводке за 24.4.44:
не вернувшийся с боевого задания 23.4.44 экипаж №8827, летчик мл. л-т Александров, стрелок рядовой Уваров, прибыл в свою часть.
По докладу летчика при атаке цели был подбит (З?)А противника (попадание в мотор). Бензин и антифриз ... Развернуться на 90 градусов не смог, т.к. заклинило руль поворота, шел курсом 360 градусов по территории противника. Мотор заклинил, произвел вынужденную посадку в ...5 (0,5, 1,5, ..15, 25??!!) км юго-зап Бельбек в горах с убранными шасси. При посадке самолет разбит, летчик получил ушиб, воздушный стрелок тяжелый.
В оперсводке за 23.4.44 несколько целей: р-н совхоза №10, дорога западнее Джаншиев, южнее 6 верста, аэродром Херсонес. Всего было 5 вылетов групп, в какой из них были потери не указано.
аэродром базирования 503 шап Саи. По базированию 503 шап на 23.4.44. В тексте - Саи, на карте - свх. Сай/Сая? ныне Сизовка, 32 км к СВ от Саки
".
 
Как видите - экипаж выжил и продолжил боевой путь. Об этом нам говорит Память народа.

Лётчик Александров Дмитрий Александрович
Дата рождения __.__.1921 Место рождения Смоленская обл., Гжатский р-н, Молоченовский с/с, д. Рябинки
Место призыва Гжатский РВК, Смоленская обл., Гжатский р-н
Награды - Орден ВОВ от 27.10.1944 и Орден Красной Звезды от 07.06.1945
Описания подвигов и прочие детали можно почитать там же

Стрелок Уваров Владимир Петрович
Дата рождения __.__.1923 Место рождения Пензенская обл., Лунинский р-н, с. Липяги Лунинский РВК, Пензенская обл., Лунинский р-н
Дата поступления на службу __.__.1942
Наименование награды Орден Красной Звезды

На момент крушения оба были молодыми и родились что называется в "рубашках".
В целом считаю, что нам очень повезло, т.к. с первого раза нам попались нужные фрагменты самолёта. В том месте я бывал еще разок пробегая мимо, там так же еще много всяких мелких деталюшек, а крупный металл растащили наверняка давным давно, но всё это по большому счёту уже нам не интересно, ведь самую главную суть этой находки мы уже нашли.
Маленький эпизод большой войны теперь известен, а дальше будем посмотреть)
Спасибо всем за внимание к теме!
 
табличка на месте падения:
 

Вложения

  • Памятник Летчикам 1.JPG
    Памятник Летчикам 1.JPG
    309,9 KB · Просмотры: 6
  • Памятник Летчикам 2.JPG
    Памятник Летчикам 2.JPG
    311,4 KB · Просмотры: 6
  • Памятник Летчикам 3.JPG
    Памятник Летчикам 3.JPG
    340,2 KB · Просмотры: 7
Яндекс.Метрика
Сверху