Что нового?

Училище Береговой Обороны Им. ЛКСМУ

Nozheved

Старшина
Регистрация
23 Янв 2015
Сообщения
344
Реакции
615
Баллы
18
Возраст
83
ТЕМА ПОСВЯЩЕНА ЛЕГЕНДАРНОМУ УЧИЛИЩУ, ВЫПУСКНИКИ КОТОРОГО, ВЛОЖИЛИ ГЕРОИЧЕСКИЙ ВКЛАД В ИСТОРИЮ ОБОРОНЫ СЕВАСТОПОЛЯ

Училище береговой обороны Военно-морских Сил РККА, создано приказом Реввоенсовета СССР № 334 от 18 апреля 1931 года.
Первым начальником и одновременно комиссаром училища стал Семен Михайлович Райцен. Умелый организатор, отличный военный специалист и чуткий человек С.М. Райцен, опираясь на партийную организацию и поощряя творческую инициативу подчиненных, быстро сплотил коллектив училища, направив его силы на создание учебно-материальной базы , организацию учебного процесса, вооружение преподавателей методическим мастерством.

Летом 1931 года происходит первый набор курсантов из числа краснофлотцев Черноморского, Балтийского флотов и Днепровской флотилии.
Увлеченная военно-морской специальностью молодежь активно шла в училище. Однако состав курсантов первого набора по общеобразовательной подготовке оказался чрезвычайно пестрым. Было очевидно, что для создания нормальных условий учебы необходимо уделить серьезное внимание общеобразовательным дисциплинам. В связи с этим для повышения общеобразовательного уровня кандидатов, принимаемых в училище, директивой начальника Управления учебных заведений ВМС от 15 июня 1931 года были созданы подготовительные курсы.

Училище начало свою работу в Севастополе в зданиях на Корабельной стороне, где раньше размещался учебный отряд Черноморского флота.
Но эти здания не могли удовлетворить потребности училища в учебных помещениях. Поэтому в августе 1931 года началось строительство нового корпуса при активном участии командного и курсантского состава училища. Из числа курсантов сосздавались бригады каменщиков, плотников, подносчиков. Днем курсанты учились, а вечером работали на строительстве. Благодаря напряженному труду командиров и курсантов училища, к 15 сентября 1933 годабыл отстроен новый учебный корпус. Много труда вложили курсанты первого набора в устройство училищного лагеря, который располагался на Северной стороне Севастопольской бухты, на высоком берегу Черного моря. К Лету 1932 года лагкрь принял образцовый вид. Первый учебный год в училище начался 1 октября 1931 года. К этому времени училище уже располагало необходимым оборудованием, техникой лабораторной базой.

Осенью 1933 года состоялся первый выпуск курсантов из училища. В числе успешно закончивших его был Борис Митрофанович Гранин, герой Гангута в дни Великой Отечественной войны. Уже в первые годы работы личный состав училища добился хороших успехов в боевой и политической подготовке, спортивно-массовой работе и развитии художественной самодеятельности. 29 октября 1933 года училище было награждено переходящим призом и грамотой ЦК ВЛКСМ. Приз ЦК ВЛКСМ был вторично завоеван и в 1934 году и по условиям сорвнования был навечно передан училищу. 10 июля 1934 года училищу присваивается имя Ленинского Коммунистического Союза Молодежи Украины (ЛКСМУ).

Материальная база училища значительно окрепла. Во вновь отстроенном учебном корпусе к 1935 году были оборудованы все необходимые для обеспечения нормального учебного процесса кабинеты и лаборатории. Благоустроенными стали кабинеты стрельбы по наземным и морским целям, кабинеты приборов управления стрельбой, электротехники, материальной части артиллерии. Все кабинеты были оснащены новейшей военной техникой того времени. Училище обогатилось хорошо оборудованными кабинетами морской тактики, кораблевождения, минно-торпедного оружия. Таким образом, в училище были созданы все условия для для водготовки высококвалифицированных командных кадров. Большое внимание уделялось практике и стажировке курсантов, которые проводились в частях береговой обороны, а затем на кораблях флота.

Непрерывное обновление военной техники кораблей и береговых батарей потребовало дальнейшего расширения подготовки командных кадров. В связи с этим в 1935 году училищу было дано указание готовить офицеров для корабельной артиллерии, а затем вахтенных командиров. Через два года в училище было создано также отделение для подготовки офицеров зенитной артиллерии.

В ноябре 1939 года при училище начали работать специальные курсы усовершенствования командного состава береговых батарей. С этого же года училище приступило к подготовке артиллерийских пиротехников-специалистов по изготовлению взрывчатых веществ и таким обозом, к 1939 году училище превратилось в крупную кузницу кадров по подготовке специалистов для береговой и корабельной артиллерии.

С первого дня Великой Отечественной войны личный состав Военно-морского училища БО им. ЛКСМУ находился на военном положении.
Курсанты, наряду с тем, что учились, отражали воздушные налеты вражеской авиации, принимали участие в боевом травлении мин, строили оборонительные сооружения и охраняли стратегически важные объекты города Севастополя. Не в простой обстановке прошли четыре первых месяца войны. 28-29 октября 1941 года немецко-фашистские войска перешли в наступление по всему Крымскому фронту. Возникла реальная угроза Севастополю. В этой обстановке в городе было введено осадное положение. Военный совет флота принимал экстренные меры по подготовке города к обороне. Из моряков кораблей и береговых частей были сформированы отдельные отряды, батальоны и направлены на дальние подступы к городу.

Одним из первых в район Бахчисарая был отправлен отряд нашего училища.
В ночь с 29 на 30 октября курсанты в пешем строю совершили 35 километровый ночной переход. На своих плечах они несли минометы, пулеметы, ящики с боеприпасами и различное снаряжение. Весь личный состав училища был сведен в отдельный курсантский батальон под командованием заместителя начальника училища и военкома училища полкового комиссара Бориса Ефимовича Вольфсона. Батальон состоял из роты начальствующего состава, пяти курсантских рот, в том числе минометной, пулеметной, трехорудийной 76-милиметровой артиллерийской батареи. 30 октября, заняв рубеж обороны в 4 километрах юго-западнее Бахчисарая, курсанты по приказу своих командиров приступили к оборудованию инженерных оборонительных сооружений. 31 октября батальон уже отражал сильные атаки вражеской пехоты, поддерживаемые авиацией, артиллерией и танками. В этот и последующие дни противник обрушил на позиции курсантов шквал огня, но не смог сломить их волю. Они мужественно защищали свои позиции.

Смело действовали минометчики лейтенант И. Кожевников, курсанты В. Кокшаров, И. Макаров, М. Борунов, а так же минометный расчет курсанта А. Сороки. Мужественно вели себя в бою офицеры Л. Ашихминин, П. Компаниец, Г. Голубь, Б. Григоренко, А. Черненок, Е. Бондарь, А. Корнейчук, Е. Евграфов, П. Сабуров, А. Кадьянов, курсанты П. Широчин, С. Сон, А. Якунин, А. Теленков, В. Ягольник, В. Гурьев, Е. Емельяненко, Е. Федоров, А. Сабко, И. Жестков и другие. Отличились в боях курсанты ускоренной подготовки, особенно Н. Корнеев, Б.Литовчин, В. Кубарев, М. Семенов, В. Пенев, Д. Ступаченко, В. Яковлев, К. Климович, С. Орлов, а также военфельдшер Л. Фетисова, которая под огнем противника выносила раненых курсантов с поля боя.

В одной из кровопролитных схваток с немецкими солдатами остался в окопе раненый курсант А. Мальцев. Истекая кровью, он вел свой бой.
Бывший в то время командиром взвода Г. Воинов так описывает этот героический поступок курсанта: "Выстрелом в упор Мальцев убил вражеского солдата. Другой гитлеровец прыгнул в окоп, стреляя из автомата, но напоролся на штык курсанта и рухнул замертво. Фашисты решили захватить Александра живым. Послышалось: "Рус, сдавайсь". "Моряки не сдаются!" - ответил им Мальцев, а когда немцы подошли в плотную, он метнул противотанковую гранату, геройски погибнув сам и уничтожив группу гитлеровцев".

Потерь среди курсантов было немало. В ночь с 4 на 5 ноября курсантский батальон, выполнив приказание командующего ЧФ на бахчисарайском направлении, был переброшен в район Мекензиевых гор. На новом месте дислокации курсантский батальон при поддержке с 7 бригадой морской пехоты ЧФ и батальоном Дунайской флотилии наносили врагу ощутимые удары., особенно во время ноябрьского и декабрьского наступления немцев.

Чтобы сохранить курсантов для дальнейшей подготовки офицеров ВМФ, решением Военного Совета ЧФ от 17 ноября 1941 года преподавательский и начальствующий состав училища был снят с фронта и направлен на Кавказ в город Ленкорань в эвакуированное из Севастополя сюда училище.
В районе Мекензиевых гор в составе 105 отдельного саперного батальона 25 Чапаевской дивизии временно были переданы три курсантские роты под командованием воспитанников училища, лейтенантов Н. Иноземцева, Н. Пигода, Г. Воинова, которые воевали до 14 февраля 1942 года. Оставленные на боевых позициях курсанты продолжали отважно сражаться против немецко-фашистских захватчиков.

Все курсанты и офицеры, участвовавшие в боевых действиях в составе курсантского батальона училища, были награждены медалями "За оборону Севастополя" Ордена Красной звезды был удостоен командир батальона В. Костышин, командиры рот А. Корнейчук и Л. Компаниец, военинженер А. Чернов, медалью "За отвагу" награждены офицеры Е. Раскатов, Л. Попов, курсант Г. Чикин, медалью "За боевые заслуги" - младший сержант Г. Скурихин.
 
Училище было перебазировано в конце 1942 года в сибирский поселок Танхой, а осенью 1943 года из Танхоя училище передислоцировалось во Владивосток.

После войны училище было передислоцировано в Ригу. Согласно приказа народного комиссара ВМФ к 1 ноября 1945 года 50% офицерского состава и 40% курсантов училища перебазируются в Ригу. Остальной личный состав и вся техника прибыли в Ригу к 30 января 1946 года, и уже 15 февраля 1946 года Краснознаменное училище береговой обороны ВМФ было переименовано в Краснознаменное артиллерийское училище береговой обороны ВМФ (КАУБО ВМФ), а затем 25 февраля 1946 года, в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР о создании Военно-Морских Сил при Наркомате Вооруженных Сил Союза ССР КАУБО ВМФ, было переименовано в Краснознаменное артиллерийское училище ВМС (КАУБО ВМС).

В начале 50 годов в береговой артиллерии сложилось такое положение, когда состояние и развитие средств вооружения флота, многообразие видов береговой артиллерии, сложность техники и ее эксплуатации требовали от офицерского состава наличия высшей степени подготовки. В связи с этим, решением Совета Министров СССР от 28 сентября 1954 года КАУБО ВМС было преобразовано в высшее учебное заведение 1 категории. Приказом Главнокомандующего ВМС от 11 октября 1954 года училище было переименовано в Высшее Краснознаменное училище береговой артиллерии ВМС (ВКУБА ВМС).

В июле 1958 года Высшее Краснознаменное училище береговой артиллерии ВМФ реорганизуется в Рижское высшее Краснознаменное артиллерийское инженерное училище. Оно должно было готовить военных специалистов высшей квалификации для эксплуатации современного вооружения: инженеров-механиков, инженеров-электриков. Срок обучения по этим специальностям был установлен продолжительностью пять лет.

В 1962 году было переименовано в Рижское высшее командно-инженерное Краснознаменное училище.
В 1977 года преобразовано в Рижское высшее военно-политическое Краснознаменное училище имени Маршала Советского Союза Бирюзова С.С.
 
Такими мы вступили в бой! Курсант 1-го курса Военно-морского училища береговой обороны им. ЛКСМУ М.П.Мирошниченко. Севастополь, 10 августа 1941г.

Мирошниченко Михаил Петрович (1923 г.р.) - капитан I ранга, кандидат технических наук, доцент. Участник обороим Севастополя к составе курсантского батальона (1941-1942). Выпускник Отдела связи КУБО ВМФ (1944). Дивизионный, затем флагманский снячист ОВР Потийской ВМБ ЧФ (1944-1946). Начальник кафедры теоретических основ радиотехники и радиолокации ВВМУРЭ им. А.С.Попова (1965-1975). начальник кафедры теории электрорадиостанций и индикаторных устройств ВВМУРЭ им. АС.Попова (1975-1982).

В годы Великой Отечественной войны подготовка офицеров-связистов для кораблей и береговых частей ВМФ осуществлялась в ВМУБО им. ЛКСМУ.
Это училище по решению вышестоящего командования за годы войны перебазировалось с Чёрного моря на Тихий океан: из Севастополя - через Баку, Ленкорань и Танхой - во Владивосток. При этом учебный процесс не прерывался.

ВМУБО им. ЛКСМУ было сформировано в 1931 г. в Севастополе и занимало на Корабельной стороне старые матросские казармы постройки 1840-1850 гг.. и лишь учебный корпус был построен в 1933 г. Училище изначально было многопрофильным. В нём готовили командиров и техников по многим специальностям: артиллеристов главного калибра для кораблей и береговых батарей, артиллеристов-зенитчиков для кораблей, химиков и пиротехников.

С 1 октября 1941 г. по ходатайству Управления связи ВМФ началась подготовка командиров-связистов для кораблей и береговых частей.
Это был "закладной камень" нового Военно-морского училища связи. Основной набор курсантов в 1941 г. проходил до начала войны по обычным правилам: вступительные экзамены. медицинская комиссия, приёмная комиссия и. наконец, зачисление по конкурсу. Так на 1-й курс было принято 200 человек. Дополнительный набор осуществлялся после начала войны, в июле - августе 1941 г., через районные военкоматы, в соответствии с полученными разнарядками. В числе 351 курсанта дополнительного набора был зачислен во ВМУБО и я. Таким же образом военкоматы направили в училище ещё 107 человек старшекурсников и выпускников вузов, которых определили в отдельную роту и назвали "ускоренниками". Среди них был А.Б.Знаменский, впоследствии кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой высшей математики ВВМУРЭ им. А.С.Попова. Приём призывников дополнительного набора занимал несколько часов: парикмахерская, баня, медосмотр, переодевание и зачисление. В роте каждый из нас получил винтовку, противогаз и заправленную койку с чум-бочкой. В спальном помещении (кубрике) размещалась вся рота на одноярусных койках и оставалось место для построения курсантов роты и пирамид с оружием. На следующее утро с подъёма для нас начался курс молодого бойца, и мы. как пол- ноправные курсанты, выполняли всё, что положено по распорядку дня и по расписанию занятий. С противогазами не расставались от утреннего осмотра до вечерней поверки, а винтовку носили на плече в течение всех занятий на плацу и в поле. Первое занятие — строевая подготовка: отдача команд и их выполнение. Но больше всего нам понравилась доброжелательная команда: "Разойдись!". Строевые занятия на плацу под знойным солнцем Крыма не вызывали особого восторга. Робы покрывались белесыми разводами от соли, выступающей вместе с потом. Напротив. тактическая подготовка на пустыре за Малаховым курганом нравилась своим разнообразием и возможностью побывать за воротами училища. Отработка наступления и атаки с криками "Ура!" вызывали и патриотические чувства, поскольку мы всегда побеждали, впрочем, штыковая атака на чучела, набитые соломой, вызывала у нас и сомнения: ведь в бою вместо беспомощного чучела будет сильный, опытный немецкий солдат Отработка обороны вызывала Двойственные чувства: с одной стороны, было обидно, что мы должны обороняться, а не атаковать, а с другой стороны, нам предоставлялась возможность хоть немного полежать на тpaвe. Окапывание в окрестностях Севастополя представляло процесс выковыривания одного камушка, под которым виднелся следующий.

На всю жизнь запомнились уроки меткой стрельбы. В тире или на стрельбище пас встречал инструктор - мичман Ф.В.Жук.
Его тщательно продуманная и чётко отработанная методика обучения покоилась на трёх китах: повторение - мать учения, учись на чужих ошибках и главное - кучность стрельбы. Самое важное происходило у мишеней после серии выстрелов, когда мичман собирал всех стрелявших в смене. По расположению пробоин на мишени В.Ф.Жук определял ошибки курсантов и доходчиво пояснял, что надо сделать, чтобы добиться кучности стрельбы. Умение быстро целиться и метко стрелять сохранило в боевой обстановке жизни многим из нас.

В конце августа курсанты дополнительного набора приняли присягу, а с 1 октября приступили к занятиям.
К этому времени из курсантов первого курса были сформированы две учебные группы связистов по 25 человек в каждой, со сроками обучения п один и два года. Начальник курса самостоятельно отобрал в эти группы курсантов, не спрашивая их желания, сообщив об этом уже после зачисления. Занятия в группах всех специальностей проходили как в классах, так и в поточных аудиториях. Изложение материала по сокращенным программам существенно отличалось от его подробного описания в учебных пособиях, поэтому мы ориентировались на свои конспекты. Нередко перед началом лекции в аудитории раздавалась команда "Газы", и мы 45 минут слушали лекцию, сидя в противогазах. После прорыва 11-й немецкой ударной армии генерал-полковника Э.фон Манштей-на в Крым 29 октября 1941 г. Севастополь объявили на осадном положении. Началось формирование отрядов моряков. Училище также сформировало батальон из своего личного состава. Из Новороссийска на кораблях прибыла 8-я бригада морской пехоты. Совместно с 18 морскими батальонами эта бригада в течение 29 и 30 октября вышла на 50-километровый передовой рубеж обороны Севастополя, удаленный от города на 18—23 км.

29 октября после ужина в училище раздался сигнал боевой тревоги. Мы построились на плацу в полном боевом снаряжении
Нам зачитали обращение Военного совета ЧФ. где прозвучало, что "каждый боец, командир и политработник должен драться с врагом до последней капли крови, до последнего вздоха". Прямо с плаца, взяв с собой ящики с патронами, миномёты и пулемёты, мы ушли на фронт. Это был тяжёлый переход: курсанты и командиры шли без отдыха 35 км. оставив позади передовой рубеж. Поскольку начальник училища капитан 2 ранга П. А. Карандасов перед выходом на фронт попал в дорожно-транспортную аварию, получил травму и был госпитализирован, командовал курсантским батальоном заместитель начальника училища по учебной части полковник В. А. Костышин. Комиссаром батальона был полковой комиссар Б. Е. Вольфсон.

Училище вышло на фронт в полном составе: курсанты 1-го курса, в том числе "ус-коренники", - 658 человек, курсанты 2-го курса - 183 человек и постоянный состав курса - 183 человек и постоянный состав (матросы, сверхсрочнослужащие, военные преподаватели, начальники и командиры) - 330 человек. Общая численность составила 1171 человек. В состав батальона вошли рота комсостава, три стрелковые курсантские роты из курсантов первого и второго курсов (командиры рот капитан П.П.Компаниец, полковник А.М.Корнейчук, майор В.С.Демьянов), миномётная курсантская рота (капитан П.И.Сабуров), пулемётная курсантская рота (капитан М.С.Синюгин) и грёхорудийная 76-мм артбатарея (майор М.С.Малахов). В состав батальона входил также сапёрный взвод, пункт боеприпасов, продовольственный пункт и медицинский пункт. Начальником штаба был назначен майор В.И.Голубь, начальником связи - капитан-лейтенант Н.Ф.Потапов, командиром взвода связи - капитан В.И.Синютин.

Училищу были назначены боевые позиции на дальних подступах к городу в 4 км юго-западнее Бахчисарая, за рекой Кача. где сходились шоссейная и железная дороги, ведущие в Севастополь. Именно в этом направлении двигались основные силы противника. На рассвете 30 октября 1941 г., не отдыхая после марш-броска, мы вырыли индивидуальные окопы в полный рост на склонах обращенных к Бахчисараю высот. Получили дополнительные боеприпасы, сухой паек и бутылки с зажигательной смесью. Наши командиры хорошо понимали, что только вчера мы стреляли по мишеням, а теперь нам. восемнадцатилетним парням, надо стрелять в живых людей. Поэтому для нас формулировали очень чёткие и доходчивые фронтовые аксиомы: перед нами опытный, вероломный, коварный враг - фашист, если ты не убьёшь его - он убьёт тебя и твоих товарищей; непрерывно и внимательно следи за обстановкой и самостоятельно её оценивай; целься быстро и стреляй метко, помогай соседям по окопу.

Вскоре появились передовые немецкие части, и завязался бой.
Первые потери боевых товарищей, друзей и командиров вызвали ещё большую ненависть к врагу, стремление любой ценой удержать позиции. Превосходство в силе у врага было значительным, но ни атаки пехоты при поддержке танков, ни артобстрел, ни авиабомбы не смогли сломить нашу волю, стойкость и упорство. В каждом бою мы вспоминали с великой признательностью мичмана Ф.В.Жука за его уроки. Именно наша меткая стрельба по фрицам. поднимавшимся в очередную атаку, заставляла их падать обратно в окопы, то ли спасая свою жизнь, то ли получив ранение. • то ли будучи сражёнными.

С наступлением темноты курсанты выбирались из своих окопов. До рассвета надо было сделать многое: похоронить погибших, отнести в медпункт тяжелораненых, пополнить боеприпасы и сухой паек, нести дозорную службу вблизи нейтральной полосы и др. На сон оставалось мало времени. Спали курсанты в обнимку с винтовкой, сидя на дне своих индивидуальных окопов. Если над окопом слегка покачивался кончик штыка, значит курсант спит. Однако первые же выстрелы или шум двигателей танков сразу будили всех. Курсант вскакивал, винтовку на бруствер - и он готов к бою. Пять дней и ночей батальон сдерживал наступление передовых частей немецких войск. В боях под Бахчисараем пали смертью храбрых девять командиров. 20 курсантов 2-го курса. 82 курсанта 1 -го курса, 5 курсантов-ускоренников и шесть матросов. Многие раненые после перевязки возвращались на передовую, а тяжелораненых отвозили в полевой госпиталь, расположенный в штольнях Инкермана. Каждый курсант и командир училища, проявляя образцы героизма и самоотверженности, сражался насмерть, выполнив боевую задачу, поставленную Военным советом ЧФ. В то же время на всех участках передового рубежа обороны Севастополя мужественно и отважно сражались с противником бойцы и командиры других морских батальонов. Именно морякам из наскоро сформированных батальонов, вооруженных лишь винтовками и гранатами, толком не обученных ведению сухопутного боя, без поддержки танков и авиации, пришлось в первые дни обороны противостоять натиску опытного в боях, имеющего мощную поддержку с воздуха, значительно превосходящего по силе врага. Немецкие войска были остановлены на главном направлении их наступления на Севастополь, не выполнив приказ Гитлера взять город к 1 ноября.

И всё же морские батальоны несли большие потери, а противник наращивал свои удары.
В ночь с 4 на 5 ноября 1941 г. батальоны, в том числе и училище, отошли на основной рубеж обороны Севастополя, где продолжали сдерживать войска противника до подхода дивизий Приморской армии. С 5 по 9 ноября части Приморской армии вошли в Севастополь, откуда сразу были направлены на основной рубеж обороны, разделённый на четыре сектора. Батальон ВМУБО оказался в 3-м секторе обороны, на наиболее ответственном участке — Мекензиевых горах, в боевых порядках легендарной 25-й Чапаевской дивизии. Поскольку' чапаевцы сражались с противником с первого дня войны, они щедро делились с курсантами богатым боевым опытом.

Подтянув и перегруппировав свои войска. 11 ноября немецкое командование начало новое наступление по всему фронту.
За 12 суток напряжённых боев на Мекензиевых горах смертью храбрых погибли 27 курсантов 2-го курса. 12 курсантов 1-го курса и 10 курсантов - ускоренников. В ночь с 17 на 18 ноября 1941 г. по решению Военного совета ЧФ были сняты с передовой и отправлены в училище постоянный состав и взвод курсантов, которым надлежало эвакуировать оборудование училища на Каспийское море, в Ленкорань — город на юге Азербайджана, где предстояло продолжить подготовку кадров. В конце ноября на лидере «Ташкент» училище было эвакуировано в Батуми, а оттуда железнодорожным составом в Баку, в расположение Каспийского ВВМУ. Роту второкурсников сняли с фронта для досрочного выпуска младшими лейтенантами. Среди них был курсант В. Ф. Комолов. впоследствии, в 1960-1975 гг., капитан 1 ранга, доцент, старший преподаватель кафедры тактики и боевых средств флота ВВМУРЭ им. А.С.Попова. Три роты курсантов 1-го курса численностью 417 человек передали в полное подчинение чапа-евцам. Командирами рот были назначены лейтенанты Г.М.Воинов. Ф.И.Иноземцев и М.В.Пигалев. Мы, с одной стороны, были несколько обижены тем, что наши училищные командиры уходя , не нашли нужным сказать нам напутственных слов, а с другой стороны, обрадовались, что мы теперь полноправные чапаевцы и будем воевать до Победы. Командование училища присвоило всем первокурсникам звание ''сержант", которым мы гордились, поскольку получили его на фронте, да ещё на пятом месяце своей военной службы.

17 декабря 1941 г. противник, имея преимущество в живой силе, танках и самолётах, перешёл в широкомасштабное наступление.
По всему фронту развернулись тяжёлые бои. Некоторые позиции неоднократно переходили из рук в руки. В ходе второго штурма меня ранило осколком мины в ногу. Перевязав рану, я остался на передовой, но на пятый день вынужден был обратиться в медпункт, откуда меня направили на операцию в полевой госпиталь, после чего эвакуировали на теплоходе «Белосток» на Кавказ. На теплоходе раненых разместили в грузовом трюме, где на стальной палубе были разложены матрасы. На верхней палубе судна был расстелен огромный брезент с изображением красного креста, на что фашистские стервятники не обращали внимания. Они несколько раз бомбили «Белосток», но. искусно маневрируя, его командир предотвратил прямое попадание бомб.

26 декабря 1941 г. началась Керченско-Феодосийская десантная операция, заставившая противника перебросить часть сил от Севастополя и перейти к обороне. Курсанты первого курса продолжали самоотверженно сражаться в боевых рядах Чапаевской дивизии на Мекензиевых горах. В этих боях смертью храбрых пали 39 курсантов.

После войны на месте первых боев под Бахчисараем и у шоссе в районе Мекензиевых гор были сооружены памятники личному составу Военно-морского училища береговой обороны им. ЛКСМУ Автором одного из них, открытого в 1975 г. в районе Мекензиевых гор, стал полковник В.А.Костышин. командовавший в годы обороны Севастополя курсантским батальоном. 20 января 1942 г. с передовых позиций в училище были отозваны 21 курсант-ускоренник. 12 февраля по решению Военного совета ЧФ были отозваны остававшиеся на фронте 112 курсантов 1-го курса, которых также эвакуировали для продолжения учебы.
До Батуми их доставили на теплоходе «Белосток».
 
Спасибо за статью.
Мой дед окончил это училище в 1934 году. Во время войны-капитан Васильев Вячеслав Михайлович.
Командир 116 Отдельного артиллерийского дивизиона Г.Б. Ч.Ф.

Васильев Вячеслав Михайлович.JPG
 
Яндекс.Метрика
Сверху